На главную
 
Alexandrie Alexandra - Claude François. Клод Франсуа - русскоязычный сайт. Биография
Биография


Клод Франсуа, известный своими покрытыми блестками костюмами, безукоризненной укладкой волос и неистовыми танцевальными постановками с его группой танца 'Клодетты', приобрел известность в начале 60-х годов. В конце 70-х он был назван Королем французского диско. Певец погиб от удара электрическим током у себя в ванной 11 марта 1978 года. Но с тех пор 'Клодомания' только усилилась - сотни преданных поклонников Клокло устремляются на танцпол, как только слышат первые аккорды легендарного хита своего идола - 'Alexandrie Alexandra'!


Клод Франсуа родился в Исмаилии, на северо-востоке Египта, 1 февраля 1939 года. Его отец, Эме, уроженец Лиона, работал судовым диспетчером на Суэцком канале. Но в 1951 году Эме перевели из Исмаилии в Порт Тауфик. Ему и его жене Люсии (итальянке по происхождению) пришлось построить новый дом на берегах Красного моря, где Клод и его сестра Жозетта провели большую часть детства. Однако спокойная жизнь семейства была нарушена политикой Египта, когда в 1956 году президент Нассер национализировал Суэцкий канал, вызвав известный Суэцкий кризис в октябре того же года. Семья Франсуа была репатриирована на родину, но отец Клода, Эме, так никогда полностью не оправился от этого насильственного отрыва от привычной жизни. Со временем семья начинает новую жизнь в маленькой квартире в Монте-Карло. Вскоре Эме тяжело заболевает. Поскольку отец по состоянию здоровья не смог работать, Клод счёл себя ответственным за финансы семьи. Он сразу пошел работать, найдя временное место банковского служащего. Однако, амбициозный юноша мечтает о том, чтобы покинуть банковскую стойку и начать карьеру в мире музыки. Клод был предприимчивым молодым человеком, и, после своей смены в банке, искал работу в оркестрах, которые играли в роскошных отелях Монако. Клод уже имел солидное музыкальное образование: когда он был еще ребенком, мать, будучи очень музыкальна, организовала для него занятия на скрипке и фортепиано, а у него между тем развился страстный интерес к ударным инструментам. И это будет тем драгоценным мастерством, которое открыло для молодого Клода двери шоу-бизнеса.


Дебют

В 1957 году Клод был принят в оркестр Луи Фрозио, который выступал в престижном Международном Спортивном клубе. Эме настоятельно отговаривал сына от выбранного им пути. Но все уговоры были тщетными. После нескольких стычек отец и сын ссорятся навсегда, не найдя примирения вплоть до смерти Эме. Несмотря на сопротивление отца и чрезвычайно низкую заработную плату, Клод упорно продолжает свою новую карьеру. Он решительно настроен сделать себе имя в мире музыки. Обладая большим честолюбием, юноша вскоре решает, что пришло время выйти из тени и попробовать себя в качестве певца. Но руководство Спортивного клуба, где Клод играет в оркестре, отказывается дать ему этот шанс. Молодой человек тут же без колебаний оставляет эту работу. Некоторое время спустя он находит себе пристанище в отеле Provencal шикарного Средиземноморского курорта Жуан-ле-Пен, в котором уже выступает как певец. Очарованные его звонким, пусть и непрофессиональным голосом, здесь ему разрешили петь. Постепенно появляется взаимопонимание с аудиторией и приходит известность. Он продолжает петь в ночных кафе. В один из дней начала своей карьеры, в 1959 году Клод встречает английскую танцовщицу Джанет Вулкут, которая год спустя станет его женой. Но ночные клубы Клода больше не устраивают. Честолюбие и амбиции снова берут верх, и певец принимает решение перебраться в Париж. В конце 1961 года он упаковал сумки и вместе с женой и семьей отправился в столицу. В начале 60-х французская эстрадная музыка подверглась радикальному перевороту, после вторжения в неё американского рок-н-ролла. Французские подростки проводили ночи напролет, танцуя твист и джайв. Во Франции появляется Йе-Йе (музыкальное направление основанное на рок-н-ролле). Это была также эпоха знаменитой французской передачи 'Привет, друзья', которая быстро приобрела культовую популярность у молодого поколения. Прибытие Клода в Париж совпало с нашествием рок-н-ролла. Ему необходимо влиться в эту колею. Молодой певец устраивается в группу Оливье Деспакса 'Les Gamblers'. Однако, финансовое положение Клода оставалось как всегда шатким. Певцу платили совсем мало за его работу. Но это было не самым главным, амбициозный Клод безумно жаждал иметь успех. Он приходит к выводу, что единственный путь к славе - начать сольную карьеру. Под псевдонимом Коко он записывает свою первую сорокопятку 'Nabout twist' (1962 год), восточный твист. К сожалению этот сингл не смог завоевать популярность у публики. Первый диск Клода Франсуа стал громким провалом!


Счастливый поворот


После неудачи первой сорокопятки Клод не думает отступать, с еще большим упорством он намерен создать себе имя в мире шоу-бизнеса. К сожалению, его отец Эме умирает в марте 1962 года, так и не успев услышать первый хит своего сына 'Belles belles belles', вышедший несколько месяцев спустя после его смерти. 'Belles belles belles' - французская адаптация песни 'Made To Love' Everey Brothers, занимавшая вершины чартов лета 1962 года, стала началом отсчета невероятной головокружительной карьеры Клода Франсуа. Его успехи не остаются без внимания культовой передачи 'Привет, друзья'... и вот, - новая звезда родилась! Клод попадает под опеку импресарио Пола Ледермана. Теперь его имя приобретает значимость на французской сцене. Для начала он едет в турне с 'Ле Шоссетт Нуар' в 1963 году в качестве "разогрева". Но обладающий сверхэнергичными способностями, Клод затмевает других и получает признание восходящей звезды. Он делает записи целой вереницы синглов, из которых 'Marche tout droit' и 'Dis-lui' взлетают на вершины хит-парадов. Тем временем клуб поклонников Клода постоянно растет. Орды кричащих девочек-подростков становятся весьма обычным явлением во время выступлений нового идола Франции. Его располагающий имидж: опрятный ухоженный вид, красивые светлые волосы и песни, наполненные сентиментальностью - все это служит гарантией для завоевания множества женских сердец: В ноябре 1963 года Клод Франсуа снова устремляется к вершинам хит-парадов с песней 'Si j'avais un marteau' (французская интерпретация песни Тринити Лопеса 'If I had a Hammer').


Покупка загородного дома


Неотъемлемой частью успеха Клода является его упорный труд. Он делает записи ряда английских хитов во французской интерпретации. Несмотря на то, что Клод перепевал уже известные песни и, казалось, не делал ничего примечательного, тем не менее перепетые им английские хиты стали классикой 60-х годов. Действительно, его песни 'Laisse-moi tenir ta main', 'Des bises de moi pour toi' и 'Comment fais-tu' (версии хитов легендарных Битлз) оставили неизгладимый след в музыкальном мире. Как уже стало закономерным, Клод снова на волне успеха. Финансовых проблем больше нет. В 1964 году он решает купить участок земли со старой ветряной мельницей (Le Moulin) в живописной сельской местности Даннемуа региона Иль-де-Франс. В связи с этим несколько недель спустя после покупки мельницы в свет выходит хит 'La ferme du bonheur'. Основание Le Moulin датируется между 1345 и 1410 годами, постройки датируются начиная с 1880 года. Le Moulin была названа так из-за большого мельничного колеса, приводимого в движение рекой, протекавшей через имение. Говорили, что в "Мельнице" однажды останавливалась Жанна Д'Арк: Клод создал здесь прекрасный загородный дом, где выращивал садовые мимозы, пальмовые деревья, магнолии и розы. У него также были площадка для барбекю, курятник, огород и плавательный бассейн. Клод обожал животных, его дом просто рай для них, там жили все виды животных - попугаи, в том числе длиннохвостые, лебеди, утки, павлины, обезьянка по имени Несс-Несс, собаки и кошки. Певец любил находиться в саду своего дома и сидеть в окружении воды и роз. Это был дом его мечтаний. Внутри здания есть открытые балки и каменные стены, которыми он часто любовался. Там имели место зал для просмотра кинофильмов, гимнастический зал, бар, сауна и фантастический винный погреб. Клод слыл весьма известным знатоком вин, и, среди других имел в коллекции Maison Rothschild и Chateau Latour, некоторые из них очень ценятся. Он хотел, чтобы Le Moulin был оформлен со вкусом, и ему нравился его простоватый вид, немного напоминающий старые английские сельские дома. Также он любил прекрасные большие камины в доме. Именно в Даннемуа в 1967 году Клод Франсуа и Жак Рево будут вдохновлены на написание слов песни 'Comme d'habitude'... Но не будем торопить события. К тому моменту (1964 год) двадцатипятилетний Клод Франсуа окончательно утверждается в статусе самой модной звезды французской сцены. Он отправляется в свой первый основной тур при поддержке 'Les Gams', 'Les Lionceax' и Жака Монти. Но не все проходит гладко. Молодой певец , избалованный собственными успехами, не избежал такого порока как мания величия: в отношениях с коллегами он вел себя довольно заносчиво и непримиримо. Ничто не могло остановить его в погоне за славой. В сентябре 1964 года он впервые ступает на порог знаменитой парижской Олимпии. Это был незабываемый концерт, в котором особенно эмоционально прозвучала 'J'y pense et puis j'oublie', песня, символизирующая расставание с женой Джанет. В 1965 году Клод выпускает несколько хитов, включая 'Les choses de la maison' и 'Meme si tu revenais'. Он принимает участие в известной радиопередаче 'Мюзикорама', записанной вживую в Олимпии, что обернулось огромным успехом. Вдохновленный этим триумфом, Клод Франсуа записывает свою версию 'Золушки' для французского телевидения. В 1966 году Клод создает танцевальную группу 'Les Claudettes' из четырех девушек, танцующих на заднем плане во время его выступлений. Подобная мысль зародилась у него задолго до этого. Еще в январе 1965, возвращаясь из поездки в Лас Вегас, он, очарованный американскими шоу, решил взять их за эталон, и построить свои представления по тому же принципу. Летний тур звезды 1966 года был отмечен массовой истерией поклонниц (девочек-подростков), которые падали в обморок от избытка, переполняющих их эмоций на его концертах. В конце того же года певец вновь выступает в Олимпии, где невероятный успех повторяется.


Рождение мирового хита 'My Way'

Клод попадает в центр внимания прессы в 1967 году во время своей короткой любовной связи с известной французской певицей Франс Галль. Позже певец встречает девушку по имени Изабель Форе, которая подарит ему двоих сыновей. 1967 год становится поворотным в карьере певца. Заканчивается его контракт со звукозаписывающей фирмой 'Philips'. Клод задумывается о создании собственного предприятия. Позже в том же году он делает решающий шаг - так возникает его собственный лейбл 'Диск Флеш'. Теперь он полностью независим и принадлежит самому себе, в его руках все. В следующем году Клод торжественно отметит появление своего детища 'Диск Флеш' новым синглом 'Jacques a dit'. Его формула успеха заключается в адаптировании английских и американских хитов для французского рынка. Он записывает французскую версию одного из хитов Би Джиз в переводе 'La plus belle chose du monde' (67). Но вот в этом же 1967 году появляется оригинал французской песни, которой судьба уготовила прекрасный подарок... 'Comme d'habitude', написанная Клодом Франсуа в сотрудничестве с Жаком Рево (текст) и Жилем Тибо (музыка) и изначально посвященная разрыву певца с Франс Галль, вскоре станет мировым шлягером. Переведенная на английский язык канадским исполнителем Полом Анкой 'Comme d'habitude' приобретет мировую славу в исполнении Фрэнка Синатры, Элвиса Пресли и Sid Vicious и станет легендарной 'My Way'. 1968 год стал незабываемым в личной жизни Клода Франсуа. 8 июля Изабель родила ему сына, Клода младшего, который среди близких и друзей был прозван Коко. Клод, наученный горьким опытом со времен романа с Франс Галль, старается избегать вторжений СМИ в его личную жизнь, но поклонники не были долго разочарованы. Его гастрольные поездки возобновились. Это был ряд обширных международных туров, включая Италию и Африку (Чад, Габон и Берег Слоновой кости). 1969 год не менее богат на события. 15 ноября на свет появляется второй сын Клода Марк.


Певец снова приглашен в Олимпию, теперь уже с 16 концертами. На концертах полный аншлаг. На все 16 показов билеты распроданы за несколько недель вперед! Это было феерическое шоу в американском стиле - четыре танцовщицы, восемь музыкантов при поддержке большого оркестра Олимпии! Публика в экстазе. Клод упивается своей славой. Тур по Канаде в 1970 году тоже прошел на ура. Но сплошных белых полос не бывает... 14 марта 1970 года первая фатальная трещина. Бешеный ритм жизни артиста дал о себе знать - в Марселе во время концерта c Клодом случается сердечный приступ прямо на сцене, что является результатом усталости и переутомления. С этого момента злой рок начинает преследовать его. Его менеджер основательно настаивает на прекращении такого, непосильного человеку, безумного темпа работы и отбытии Клода на отдых. Клод вынужден отправиться на Канарские острова для поправки здоровья. Вернувшись после отдыха полный сил, и готовый снова броситься в бой, Клод Франсуа попадает в серьезную автокатастрофу, от которой больше всего пострадало его лицо. Не успев оправиться после травмы, неутомимый певец с новым рвением возобновляет свою артистическую деятельность. Он едет в еще один большой тур с Дани и К. Жеромом. Вскоре ему приходит в голову мысль не ограничиваться только статусом певца, и в конце 1971 года он выкупает журнал для подростков 'Подиум', который теперь конкурирует с другим французским журналом 'Привет друзья'. До этого весной 71 года он посещает Штаты для записи французской адаптации американского хита ('C'est la meme chanson') в легендарной студии Tamla Motown в Детройте. По возвращении во Францию он занимается продюсированием Патрика Топалоффа и Алена Шамфора, заключивших контракт с его 'Диск Флеш'.


Знаменитые постановки 'Les Claudettes'

В 1972 году Клод, постоянно ищущий новые таланты, встречает молодого поэта-песенника и композитора Патрика Жюве. Жюве становится автором хита того года 'Le lundi au soleil'. Песня настолько популярна, что специально для неё Клод и 'Клодетты' придумывают особую танцевальную постановку. Эта хореография будет скопирована и разучена на школьных площадках по всей Франции! Певец отклоняет предложение выступить в Олимпии в конце 1972 года, предпочитая отправиться в мини-тур по Парижу с шапито, способным разместить 4 000 зрителей. Этот мини-тур обернулся большим успехом и послужил удачей для певца, поскольку вскоре он подвергся налоговому контролю: Клод задолжал государству два миллиона франков. 1973 год более успешный. Песни 'Je diner ce soir' и 'Chanson populaire' занимают верхние строчки хит-парадов и становятся шлягерами. Но жизненные неприятности не устают покидать Клода. В июне уничтожена пожаром внушительная часть поместья Даннемуа. В июле того же года во время концерта в Марселе, где присутствовало 10 000 зрителей, певец от одного чрезмерно рьяного фанатика получил сильный удар в голову, следствием чего стал подбитый глаз. 1974 год в целом был намного лучше. 'Le mal aime' - очередной большой хит. А 'Le telephone pleure' раскуплен более двух миллионов экземпляров! Деловые интересы певца также в хорошем состоянии. Клод создает собственное модельное агенство для девушек 'Girls Models' . Еще в 73 году певец выкупил журнал 'Absolu', где фотографировал обнаженных девушек и для которого он даже сам иногда превращался в фотографа! Тем временем карьера Клода Франсуа продолжалась как всегда в бурном темпе. Певец возвращался в студию для записи новых песен, которые одна за другой становились хитами и подолгу держались на престижных местах во французских чартах. Хотя в середине 70-х его песни продавались значительно в меньшем количестве, чем в 60-е годы. Но яркие живые выступления певца постоянно пользовались успехом и привлекали внушительное число зрителей. 1 июля 1974 года 20 000 зрителей присутствовали на его благотворительном концерте у ворот Pantin в Париже, доходы которого пошли в 'Perce-Niege' (фонд помощи детям-инвалидам, основанного его другом актером Лино Вентура). В 1975 году французский журналист Ив Мурузи организовал другой большой концерт Клода Франсуа в парижском саду Тюильри. Все средства от концерта были пожертвованы Научному медицинскому центру. Концерт в Тюильри стал его последним концертом в Париже. 70-е были очень насыщенным десятилетием в жизни Клода. Туры в Африку (зима 1976), и на Антильские острова (апрель 76), непрерывные французские телешоу, шумная любовная интрига с финской девушкой Софией (прежде чем он встретит свою последнюю подругу Каталину). Он продолжает упорно трудиться в студии, записывая новые альбомы, что часто происходит в довольно напряженной обстановке, поскольку Клод очень требователен к себе и к другим. В 1975 в Лондоне он чудом избежал смерти от взрыва бомбы Ирландской Республиканской Армии, сумев отделаться лишь лопнувшей барабанной перепонкой. В 1977 году кто-то стрелял в него, когда он один ехал в своем автомобиле, но Клоду снова посчастливилось выйти сухим из воды.


Занавес опускается

Клод Франсуа говорил, что должен петь песни в одном стиле на протяжении всей своей карьеры, чтобы не потерять свою публику. Но фактически он оказался способным адаптироваться к любому модному музыкальному направлению. В конце 70-х королем музыкальных жанров становится диско. Клод преуспел в этом жанре как никто другой, в 1977 году он взлетел на вершины хит-парадов с песней 'Magnolias for ever' и его легендарным хитом 'Alexandrie Alexandra', автором которого является известный поэт-песенник Etienne Roda-Gil, писавший для Жюльена Клерка. 11 марта 1978 года: Клод Франсуа возвратился из Швейцарии после съемки передачи для английского телевидения в свою парижскую квартиру, чтобы на следующий день появиться в передаче Мишеля Drucker 'Воскресная встреча', но этому не суждено было сбыться: Принимая ванну, он заметил покосившуюся лампочку. Его хорошо зарекомендовавшая себя навязчивая идея к чистоте и порядку взяла над ним верх, побуждая его исправить эту незначительную поломку: 11 марта 1978 года скоропостижная кончина положила конец блистательной карьере Клода Франсуа. Певец погиб от удара электрическим током. Это был неожиданный и невероятный финал. Всегда такой живой и искрометный Клокло, буквально заряжающий всех и всюду своим теплом и энергией, ушел в расцвете сил, достигнув всего лишь 39-летнего возраста: Ужасная весть мгновенно облетела всю Францию. Многочисленная публика погрузилась в глубокий траур, принимающий время от времени истерические формы. Его неожиданную смерть было трудно осознать. На протяжении всего жизненного пути Клод считал свой голос посредственным и был недоволен своей внешностью, в чем, конечно, относился к себе слишком самокритично. Однако благодаря своему упорству и одержимой любви к песне и сцене, он сумел стать одним из самых успешных исполнителей на французской эстраде. Яркая индивидуальность, предприимчивая натура и бесспорное обаяние удерживали его на вершине славы в течение почти двадцати лет. Его песни и его шоу были настоящим искусством. Клод Франсуа стал легендой французской музыки. Клод имел дом вблизи деревни Даннемуа, что приблизительно в 35 милях от Парижа. Это было место куда он любил убегать от повседневности, чтобы отдохнуть и расслабиться в тихой сельской местности. Именно там он был предан земле на местном кладбище. Спустя 22 года после его смерти 11 марта 2000 года в присутствии нескольких сотен людей в Париже перед домом где он жил была открыта площадь названная его именем. По статистике любимыми песнями Клода Франсуа у французов являлись: 'Comme d'habitude' и 'Alexandrie Alexandra'. Опрос, проведенный в 2003 году, показал, что песня 'Belles belles belles' настигла две предыдущие по количеству голосов.


Русская адаптация материалов: Евгения, Дмитрий Н.



Фильм Claude François: Le Droit de Savoir (апрель 2006)
Вступление

Клод Франсуа - звезда 1960-1970-х, кто он? 28 лет спустя после смерти, он получил славу и признание, каких не знал даже при жизни. Был ли он - Le mal aime - нелюбимым, о чем он так проникновенно пел в одной из своих самых известных песен? Фильм 'Подиум' позволяет говорить о том, что он обладатель самого большого количества двойников. В этом фильме его родные и близкие друзья говорят о нем и о том, почему он продолжает жить в наших сердцах. В 1973 году он был на пике славы. И хотя круг его поклонников составляли в основном девушки от 13 до 20, его песни были понятны всем. В них Клод, со свойственной ему простотой и искренностью, рассказывал истории, в который каждый человек мог узнать себя. Тем не менее, он так и не нашел себя в мире французского шоу-бизнеса тех лет. У него было мало друзей среди звезд, а интеллектуалы презирали его за стиль и тексты песен. Мельница в Даннемуа стала своеобразным островом среди бушующего моря, где он мог быть - самим собой. Ведь он - (что самое главное!) - практически до своих последних дней был несчастен в личной жизни. По-настоящему его оценили только через 28 лет:


L'Homme Orchestre (Человек-Оркестр)

Клод Франсуа резко отличался от всех других артистов своего времени, потому что он сделал себя сам. Он никогда ни от кого не зависел, ему никто не помогал, у него не было импресарио.

Fabien Lecoeuvre: Он был очень независимым. Сам решал, что ему петь, сам подбирал и музыку, и тексты, сам занимался всеми коммерческими вопросами, был в курсе всех событий и хотел продюссировать других.

Alain Chamfort: Я был одним из первых, с кем он начал работать. Надо сказать, что во время моих первых выступлений, я был очень похож на него. У меня были костюмы, песни, и даже манера двигаться по сцене - очень похожие на стиль Клода. Но я не просто подражал, я восхищался им. Это было заразительным!

Annie Philippe: Когда мы познакомились, я была начинающей певицей. Мне было всего лишь 17 лет. Хотя я родилась и выросла в Париже, я была из очень бедной среды. Но я любила музыку, и постоянно смотрела передачу 'Привет, друзья!'. И вдруг - мы встретились лично! Можете себе представить - вдруг передо мной оказался Клод - молодой человек с экрана. Он мне очень много помогал, и производил большое впечатление.

Patrick Topaloff: Когда мы познакомились, я работал ведущим на радио. А тогда появилась нечто вроде поветрия: многие ведущие записывали пластинки. И Клод мне сказал: 'Давай, запиши и ты!' Я ответил: 'Я - это совсем другое дело, я пою в ванной, но чтобы пластинку записать?!' Но он уговорил и принес песню, там были слова: 'Я хорошо перекусил, я выпил': Я отказался это петь. Что за дурак написал такой текст? Клод ответил: 'Я. И у этой песни будет успех. И ты ее споешь'. Он оказался прав и в том, и в другом. У него было чутье на такие вещи.

'Podium' - журнал, который Клод создавал ночами. Он приезжал ночью, где-то в час, в двенадцать и работал до 4-х часов. Он много рисовал, придумывал, привозил готовые макеты. Это был в первую очередь журнал для тех, кто слушал песни Клода. Как и в музыке, он все доводил до совершенства. (Интервью Клода) 'Почему в "Подиуме" вы поддерживаете культ Клода Франсуа? - О чем вы? Я объясняю еще раз, а то потом начну нервничать и сердиться. Это журнал для моих поклонников, для тех, кто покупает мои пластинки. Им это нужно. Спросите у них, почему'. 'Absolu' - журнал, который многих удивил и шокировал. Клод считал, что в подобных журналах девушки должны выглядеть естественно, они не должны позировать, и фотографии должны казаться случайными. Клод сам делал некоторые фотографии, под псевдонимом Francois Dumoulin - имя было намеком на его фамилию, а фамилия означала 'с мельницы' (имелся в виду его загородный дом). Girls Models - агентство моделей, которым он также стал руководить. Девушек отбирали его сотрудники, сам он в этом участия не принимал.

Alain Chamfort: Вообще все, чтобы он ни делал, он доводил до совершенства. Ему хотелось быть первым и лучшим во всем. А еще Клод обладал уникальным чувством времени. Он всегда знал, что будет пользоваться популярностью и делал ставку именно на это: будь то журнал, песня или любой другой проект.

Francois Diwo (биограф, автор книги 'Неизвестный Клод Франсуа') Он был человеком, который невероятно нуждался в постоянном признании. Каждый день он пытался взять реванш в этой жизни. Чтобы понять причину этого, нужно заглянуть в его детство.

Когда его отец работал, имел положение в обществе, у них было все: прислуга, дом, роскошь. Но затем - бегство из Египта. Нищета, отец, который деградировал, стал спасаться в алкоголе от проблем. Клод столкнулся с этим в 16 лет, когда он стал главой семьи. И он сделал все, чтобы прокормить семью, сестру.

Жозетта (сестра Клода): Он всегда хотел взять реванш. Он чувствовал ответственность за всех нас.


Le Fisc aux trousses (Фискальная полиция идет по пятам)

Когда появился новый номер журнала "Absolu", разразился скандал. Министерство внутренних дел пригласило редактора журнала и попросило передать Клоду, что для певца с такой популярностью среди молодежи, заниматься изданием подобного журнала крайне не рекомендуется. Клод оставил Absolu, но тут же начались новые проблемы, на этот раз - с фискальной полицией. Клод стал жертвой махинаций человека, которому он верил и доверял полностью. Но в итоге, отвечать пришлось ему самому. Полиция ворвалась в его дом на бульваре Exelmans, был произведен обыск, в очень грубой и резкой форме. На мельнице в Даннемуа произошло то же самое. Буквально через несколько недель на мельнице случилась новая беда: пожар. Никто до конца так и не узнал, была ли это случайность, или умышленный поджог. Клода приговорили к 8 месяцам исправительных работ условно. Это скандал был на руку всем, кто ненавидел его, и тяжким грузом, который обрушился на его плечи. Вокруг раздавались сотни несправедливых обвинений: в воровстве, подлоге, мошенничестве, обмане, и т.д., что было только на руку злопыхателям. На этом фоне пошел новый виток сплетен о его жестокости по отношению к окружающим.

Alain Chamfort: Он был требовательным, иногда жестким, но жестоким - никогда. Он не щадил себя, и поэтому не всегда щадил других. Мог сорваться, накричать. Но потом он сразу старался загладить свою вину, дарил подарки, искренне извинялся.

Все эти обстоятельства его жизни в те дни привели к тому, что песня Le mal aime зазвучала особенно пронзительно. У него были все основания считать, что его никто не любит. Врагов было больше, чем преданных поклонников.

Le chanteur malheureux (Несчастный певец)

Начиная с 1962 года, когда он записал свою первую песню, Клод Франсуа создал свой музыкальный мир, непохожий на другие.

Jean-Marie Perier (его первый фотограф) - В те годы песни были простыми - два-три аккорда гитары. Он этого не признавал. Клоду нужны были сложные аранжировки, оркестр, тексты. Этим он отличался от всех остальных певцов. Окружение (шоу-бизнес) его не признавали. Он был сильным конкурентом. Независимым ни от кого и совершенно непохожим на всех остальных. Поэтому все, кто хотел, распространяли о нем сплетни и всякие сомнительные истории.

(сюжет, дети Клода у пианино) У одного из детей спрашивают, кем он хотел бы стать. Он отвечает, что мечтает быть пародистом, как Ги Бедос. На что Клод замечает, что последний его не любит, зато КоКо и Марк его обожают. Много лет спустя, после смерти Клода, Ги Бедос никак не мог понять, откуда Клод был так в этом уверен, или - кто заставил его в это поверить. Клод Франсуа в молодости не любил свою внешность. Еще в Монако, где он был ударником в оркестре и решил стать певцом, он считал себя недостаточно красивым для этой профессии. Он ругал свою худобу, форму носа, кривые ноги, мечтал перекраситься в блондина. И все - только для того, чтобы понравиться: девушкам, публике. Ему часто задавали вопрос: Ваши песни коммерческие, почему вы не поете других? - На что он неизменно отвечал: Но я этим живу. Они мне приносят доходы. Он пытался понравиться всем, угодить наконец-то суровой критике. Он обратился к Этьен-Рода Жилю (именно он написал слова к песне 'Александрия, Александра'), который писал более серьезные тексты, более насыщенные образами. Лишь бы угодить парижским интеллектуалам. В 1975 году один из парижских журналов устроил L'ete des superstars - дневник летних турне Джонни Халлидея и Клода Франсуа. Он с радостью пошел на это. Его часто сравнивали с Джонни. В то же время на сцене появились новые исполнители, Жюльен Клер, Мишель Жоназ, они открыли новое направление во французской песне. А Клоду вечно приходилось сражаться со средствами массовой информации. Он был заложником образа, который они ему и создали. Очень часто после концерта он устраивал ужин для журналистов, после которого они уходили изумленные. Во время таких вечеров журналисты открывали для себя другого, настоящего Клода Франсуа. Более серьезного и глубокого, чем его песни, чем его легкий, веселый сценический образ. Он много знал, был начитанным, умел поговорить на совершенно разные темы. Но - 'сплетни - это дело дураков'.


Ragots, Rumeurs (Пересуды, сплетни)

Вокруг Клода Франсуа ходили две сплетни, ни одна из которых не имела под собой никаких оснований. Говорили, что он якобы посещает Булонский лес (парижские притоны и криминальный район) и что он 'голубой'. Что касается второй, то причиной стал следующий эпизод.

Jean-Marie Perier (его первый фотограф) Во время гастролей, ночами, Клод обожал поговорить, обсудить свои планы. Поэтому однажды он пригласил меня, чтобы никому не мешать, устроиться на ночь в его комнате. Можете себе представить, что все подумали наутро! Клод просто потешался: как такое вообще могло прийти в голову людям? Возникает только один вопрос: зачем столько сплетен вокруг одного человека, совершенно беспочвенных при этом? Ответ банально прост: чтобы очернить того, кого любят, несмотря ни на что. Чтобы продать как можно больший тираж газет и заработать на этом деньги. Постоянные неурядицы в личной жизни только усугубляли остальные проблемы. Все женщины, которых Клод любил, уходили от него. Они так и не смогли принять его властный характер, ревность и многочисленных поклонниц.


Les Femmes de sa Vie ( Женщины в его жизни)

Жаннетт была и осталась его единственной официальной женой. Она была танцовщицей, но после переезда в Париж ее любовь быстро растаяла. Она ушла к Жильберу Беко. Франс Галь - это большая любовь, окруженная большой тайной. Тогда об их любви газеты (более корректные, чем сейчас) почти не писали. Он обожал ее, но хотел заниматься ее делами, творчеством, был против сотрудничества с Сержем Гинзбуром, против ее участия в Евровидении. Франс ушла, а Клод, потрясенный ее поступком, заперся в Даннемуа. Итогом этого разрыва стала известная всему миру My Way - Comme d'habitude. Песня, которая является самой экспортируемой французской мелодией, наряду с Болеро Мориса Равеля. Изабель Ле Форе - быть может, была самой мудрой из всех. При всей молодости, она поняла, что самой большой любовью Клода была, есть и будет песня, а претендовать на первое место - невозможно. Она стала матерью его двоих детей, а потом уехала в Прованс, где живет и до сих пор. Она не очень любит говорить о прошлом. Сейчас у нее свои виноградники, и, как вспоминает Изабель, когда они с Клодом устраивали приемы, он очень требовательно подходил к выбору вина. Поскольку он коллекционировал вина, у него был свой погребок, Клод считал дурным тоном предлагать тому, кто уже бывал у него в гостях, одно и то же вино. Он всегда старался побаловать гостя. София - финская фотомодель, которая заняла место Изабеллы. У нее был сильный и жесткий характер, может быть, слишком похожий на характер самого Клода, именно поэтому они не смогли ужиться вместе. Она умела остановить его, силой увезти на каникулы в Финляндию; заставить отдохнуть, даже познакомила его со своей семьей. (любительская съемка) Но она могла все бросить, уехать, не сказав ни слова. Потом уже Клод ей признался, что каждая ее выходка, отъезд провоцировали его на измену. После этого признания она ушла насовсем. Сейчас она живет в Хельсинки и часто вспоминает Клода, перечитывая его письма (на английском), которые он писал ей, умоляя вернуться. Каталина Джонс - его последняя любовь (она дала интервью в том ресторане, где они в первый раз обедали вместе). Как она вспоминала, ее удивило, что за окном то и дело появлялись девушки, которые смотрели на них. На что Клод заметил: 'Не обращай на них внимания. Они же покупают мои пластинки, они всегда будут'. Каталина сумела это сделать. Она стала его верной подругой, тенью, помощницей. У них были большие планы на будущее, они собирались пожениться, мечтали о детях, Клода очень хотел иметь много детей. Но жизнь не оставила им времени на счастливую семейную жизнь:


L'accident (Несчастный случай)

'В то утро - вспоминает Каталина - мы позавтракали, Клод встал поздно. Мы разговаривали, все было отлично. Потом он пошел принимать ванну. Я стояла у двери, и мы продолжали переговариваться. И вдруг - вспышка электричества, раздался шум, - я сразу поняла, что случилось что-то страшное. Вбежав, я увидела Клода без сознания'. Жозетта (Сестра Клода): В субботу меня встревожил первый звонок, кто-то позвонил и сообщил, что Клод поскользнулся в ванной. Он упал, сильно разбил голову, поэтому отъезд в Даннемуа придется пока отложить. Но мне все показалось странным, я чувствовала себя очень неуютно. И вдруг, второй звонок. Рыдающий женский голос кричал: 'Жозетта, скажите мне, что это неправда! Только что сообщили по радио:. Клод, он мертв:. Скажите, что это неправда!' Я бросилась к нему, на бульвар Эксельман. Я прибежала к дому, и, увидев на улице толпы народа, поняла, что это правда. (Вопрос) 'Вам его не хватает? - Да, ужасно'.


La revanche posthume (реванш после смерти)

Клод Франсуа вряд ли догадывался, что по-настоящему его полюбят и оценят только после смерти, забыв все злые сплетни и бесконечные пересуды. За эти годы было продано 25 миллионов дисков, 25 дисков стали бриллиантовыми. Ежегодно его поклонники покупают от 200 до 600 тысяч дисков. В мире существует 1000 версий песни My Way - Comme d'habitude. В среднем эта песня звучит почти каждую минуту на одной из мировых радиостанций. А на французских дискотеках под его песни танцуют так же, как и 28 лет назад:


перевод: Мария Самуйлова